Так начинались школьные годы ... |
||||
Первого сентября 1936 года на Большой Октябрьской улице в Ярославле, против «военных домов», открылась новая школа-десятилетка. Здание обычное, типовое для школ по тем временам, четырехэтажное, фасадом на юг, на шумную улицу, где громыхал трамвай и шли машины, в том числе и большегрузные, по булыжной мостовой. Из многих школ города сюда перевели самых разных ребят.
|
За два первых года сменилось три директора. Трудно начинала свою жизнь школа... Органы народного образования -стремились укрепить се опытными учителями: с августа-сентября 1936 года уже работали физик В. А. Каныгина, биолог Е.Г. Арсеньева, словесники В. С. Царапкин, Е. С. Иерусалимская. В начальных классах школы — Н. Ф. Потехина, Ю.В. Рязанова, Кудрявцева М.Ф.немного позднее — Е.Н. Баранова, Н. И. Горизонтова. Много было и молодых учителей: Е. П. Зубович, Н. А. , Е. К.Арсеньева,Александрова, Ю. Я. Мягкова и другие.
В августе 1937 года завучем был назначен Георгий Александрович Воскресенский (переведен из образцовой, знаменитой тогда в городе школы имени К. Маркса, где также заведовал учебной частью). В начале сентября 1937 года учителем истории в старших классах приказом назначена Евдокия Лаврентьевна Михалюк.
В начале ноября 1937 года учителем географии принят Александр Степанович Колобков, утвержденный в июне 1938 года директором 43-й школы.
А.С. Колобков
Директор школы в 1938-1942 г.г.
С января 1938 года в школах стали восстанавливать учительниц, жен репрессированных, которых сняли с работы летом и осенью 1937 года как жен «врагов народа»… С тех пор более 20 лет проработали в 43-й школе Н.П Ефремова – преподаватель русского языка и литературы в 5-7 классах и Е.С. Стовичек – преподаватель немецкого языка. Директор специально узнавал о таких учителях и настоятельно убеждал кадровиков в Гороно, чтобы их направляли именно в 43-ю школу. Так оказались здесь географ А.С. Воскресенская, словесник А.А. Кузьмина, позднее – преподаватель литературы в старших классах Е.А. Флиндер, только что вернувшаяся из ссылки в Казахстан; математик А.Н. Лобанова.
Руководство упрекало А.С. Колобкова за то, что такой «букет» собрал у себя, но он, убежденный коммунист, практичный человек, учитель родом из крестьян, не боялся ни упреков, ни скрытых угроз, а открыто заявлял, что «они образованные, истинно культурные, интеллигентные. Потому и работать будут не столько за страх, а на совесть». Не ошибся «рисковый» директор: хорошо работали восстановленные в школе учительницы … «Косые взгляды» в сторону каждой из них со стороны некоторых молодых прекратились. Руководство школы относилось ко всем учителям равно, благодарности в приказах по школе за успехи в работе не боялось объявлять и женам репрессированных. А.С. Колобков умел ценить в людях высокую культуру, глубокие знания, трудолюбие, ответственность за свое дело. Довольно быстро, за полтора –два года в школе создался сплоченный,работоспособный коллектив, умело направляемый талантливыми руководителями, такими как Г.А. Воскресенский, Е.Л. Михалюк и А.С. Колобков. Склок и доносительства и в помине не было. Большинство учителей трудилось творчески, не жалея личного времени, чтобы поднять грамотность, образованность учащихся, разбудить интересы к различным предметам школьной программы.