Пушкин – наше все

 

В 1937 году к столетию со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина школе № 43 было присвоено имя великого поэта.

 С тех пор изучение жизни и творчества А. С. Пушкина было и остается ведущей идеей организации всего учебно-воспитательного процесса. На это направлены система проведения уроков, заседания методических объединений, педагогических советов, мероприятия в рамках внеклассной работы. Все это создает благодатную почву для формирования высокой нравственности среди учащихся, пробуждения у подрастающего поколения интереса к достижениям национальной и мировой культуры.

Особенно тщательно проводятся уроки изучения Александра Сергеевича. Каждый учитель стремится к тому, чтобы перед учащимися возникал живой образ солнечного, светлого, доброго, отважного и мудрого человека, гуманного поэта и мыслителя, воплотившего в себе все черты русского национального характера.

Рассказывая о жизни А. С. Пушкина, мы часто обращаемся к высказываниям его современников. Так, мы стараемся довести до сознания каждого ученика мысль Н. В. Гоголя: «…В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

 Мы приглашаем учащихся к размышлению над словами В. Г. Белинского: «Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготавливают будущее и потому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему››

В начальных и средних классах серьезное внимание уделяется уроку-анализу отдельного стихотворения. Каждый учитель подчеркивает мастерство поэта в создании картин русской природы, богатство языка, особую музыку стихотворения, создающую определенное настроение. Характерно, что после этих уроков ребята обращаются к рисованию пейзажей, к сочинению стихов. Так пробуждается творческое начало личности.

В старших классах учителя проводят глубокий историко-литературный анализ произведений А. С. Пушкина, акцентируя внимание на широте охвата действительности, философском смысле, на связи пушкинского творчества с общим ходом развития русской истории и литературы.

Большое внимание отводится самостоятельной работе учащихся, подготовке докладов, рефератов, самостоятельному анализу того или иного произведения, героя, стихотворения.

На третьей ступени обучения мы осуществляем сотрудничество в интеллектуальной деятельности учителей и учащихся, так как ими проводится совместная исследовательская работа по изучению жизни и творчества Пушкина. Это поддерживает интеллектуально-творческий климат в школе, содействует созданию духовной, культурной атмосферы научной деятельности, что отвечает решению проблемы гуманитаризации учебно-воспитательного процесса.

Расширяет знания учащихся о Пушкине внеклассная работа. В феврале в школе традиционно проводится пушкинская неделя. В эти дни проводятся конкурсы на лучшее чтение произведений Александра Сергеевича, исполняются романсы на его стихи, инсценируются отрывки из сказок, стихотворений и повестей. Как правило, пушкинская неделя заканчивается общешкольным литературным вечером.

Это позволяет проявить творческие возможности учащихся, выявить задатки художественного чтения, вокального и актерского мастерства, оформительского искусства, режиссерских навыков. Темы этих вечеров продумываются в соответствии с желаниями и интересами ребят и охватывают разные стороны жизни и творчества А. С. Пушкина.

 

Пушкинский вечер – значительное событие школьной жизни. В нем принимают участие не только учащиеся, но и учителя, и родители. Пушкинские вечера приобщают учащихся к театральной деятельности. Ребята получают навыки общения друг с другом, усваивают этические нормы поведения.

У нас есть добрая традиция проводить Пушкинские балы. Стиль этого праздника меняется, но каждый раз Пушкинский бал становится ярким событием в жизни школы. Струящиеся платья девочек, мерцание свечей и бессмертная музыка Штрауса… Повернуть штурвал машины времени и очутиться хоть на несколько часов в другой эпохе — это ли не удивительное приключение!

В 2005 году Пушкинский бал организован учащимися 11 филологического класса. Распорядителями бала выступили родители Шумилов Владимир Валентинович и Шумилова Маргарита Николаевна Гости танцевали полонез, польку, вальс, мазурку, исполняли романсы, инсценировали повесть А. С. Пушкина «Дуэль», играли на скрипке и флейте. А после бала к школе были поданы конные экипажи, в которых гости долго катались по вечернему Ярославлю.

Еще одна хорошая традиция, которую школа №43 пытается сохранить – проведение на базе школы ежегодных педагогических чтений и городских семинаров, в работе которых наряду с известными российскими учеными-исследователями пушкинского наследия участвуют учащиеся школы, таким образом приобщаясь к научным занятиям.

 Ежегодно учителя русского языка и литературы проводят литературные игры. Ежегодно проводятся экскурсии и туристические походы по пушкинским местам: Москва, Санкт-Петербург, города Пушкин, Псков, села Михайловское, Болдино.

По желанию старшеклассников для них читается курс «пушкиноведение». Учащиеся филологического и педагогического классов с увлечением занимаются исследовательской деятельностью.

Подтверждением тому, что работа по изучению жизни и творчества А. С. Пушкина оказывает влияние на учащихся, формирует их нравственные качества и культурные интересы, служат сочинения выпускников школы. Многие из них обращаются на выпускных экзаменах к темам, связанным с Пушкиным.

Учителя разных специальностей интересуются пушкинским наследием, им хочется средствами своего предмета донести до учащихся сведения о разных сторонах жизни А.С. Пушкина, поэтому они охотно включаются в проведение интегрированных уроков. В школе накоплен опыт проведения таких уроков, например:

«Пушкин в музыке» (учитель литературы М. Б. Дашкова и учитель музыки Н. И. Герасимова);

«Историческая правда и вымысел в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (учитель литературы Н. А. Писарева и учитель истории М. А. Егоров);

«Природа в лирике А. С. Пушкина и пейзажи русских художников» (учитель литературы И. Б. Мозжечкова и учитель ИЗО С. В. Абрамова).

В последние годы учителя, опираясь на современные аспекты пушкиноведения, ищут новые темы и подходы к изучению творчества великого русского поэта. Эта благородная и трудная работа продолжается и сегодня, так как путь познания бесконечен.

 

Страница обновлена 21.06.2021